Казалось бы, СССР давно нет, а странная пассивность населения по отношению к любым действиям начальства, безучастность к отстаиванию своих прав, и какая-то потрясающая холодность, с которой многие откликаются на чужое горе, осталась. Книжка так и называется «Страна утраченной эмпатии».
Алексей анализирует множество нюансов: и отношение людей к самоуправлению, и половой вопрос, к труду и деньгами, к учителям и милиции… И надо сказать, часто очень точно попадает «в кон». И теоретическая база под все это подведена, не подкопаешься. Жестокое и массовое уничтожение наиболее активных, сочувствующих и рвущихся что-то менять людей во время репрессий.
Я первый раз вижу, чтобы кто-то так прямо и ясно, таким простым языком говорил о проблемах целой страны. И в этом плане довольно стройная теория, пропитанная явным неприятием тоталитаризма, мне очень зашла. Я радостно бегала и делилась с окружающими своими открытиями.
Поделившись с дочерью, я, правда, услышала от нее несколько возражений.
- Слушай,- сказала она, - но ведь если быть справедливыми, репрессии и попытки создать нового человека существовали не только в СССР. Можно привести множество стран, где целые народы уничтожались, карались, третировались, и проявлять по отношению к ним эмпатию было запрещено… По идее, это тоже страны утраченной эмпатии?
Более того, есть масса примеров именно самоотверженного бунта, самопожертвования и самой что ни на есть глубокой эмпатии, и в годы репрессии, и в годы войны, и после… Это ведь тоже психология «совков», да? Мне кажется, что если и есть в людях какая-то холодность и осторожная пассивность, то это имеет отношение не только к прошлому, но и к настоящему...
Признаться честно, я не знала, что ей ответить. Как вы считаете, наложил ли период СССР какой-то отпечаток на психологию населения, и если да, то какой?
А книжка интересная, если интересуетесь социологией, психологией масс, интересуетесь историей и мыслите довольно свободно, рекомендую. Есть о чем подумать и с чем поспорить.
Journal information